Автономная некоммерческая организация высшего образования
«Университет при Межпарламентской Ассамблее ЕВРАЗЭС»

Незабываемый VIII ежегодный онлайн-марафон чтения писем военных лет

29.04.2022

28 апреля 2022г. в павильоне «Ленрезерв» состоялся VIII ежегодный онлайн-марафон чтения писем военных лет «Пишу тебе, моя родная…, я жду тебя, мой дорогой». Он посвящен памяти участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Марафон проводил Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

Цель марафона – сохранение и преумножение нравственных и культурных традиций России. Мероприятие проведено в рамках проекта по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодежи. Проект явился также образцом воспитания эстетического вкуса молодежи всех ступеней и форм российского образования; актом поддержания партнерских отношений между вузами. Важно то, что мероприятие явилась демонстрацией связи между поколениями, образцом формирования положительного образа Родины в молодежной среде.

От Университета при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС.очно принимали участие: проф. Вишнякова С.А. (каф. СГД), студенты: Приказчиков Виталий (БИ-014), Левая анна (Э- 014), Балжанов Марк (БИ- 014); заочно принял участие Иванов Константин (М-014).

Вишнякова Светлана Алексеевна, доктор н., проф. кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, прочитала письмо на фронт учеников к учителю Александру Беневоленскому и его письмо-ответ. Студенты взяли интервью у проф. С.А. Вишняковой

– Почему Вы выбрали такие необычные письма?

– Во-первых, потому что письма показывают дружбу и теплое отношение между поколениями, которые сохранилось даже в самые трудные годы испытаний. Во-вторых, потому что очень необычно было прочитать не только напутствие учителя детям, но и напутствие маленьких учеников своему учителю. В-третьих, потому что в нем ярко представлена обстановка битвы под Сталинградом.

– Каким образом в этих письмах переданы теплые отношения между младшими школьниками и учителем? 

– К учителю в письме школьники обращаются «дорогой Александр Константинович», солдат (в том числе учителя), называют «дорогие защитники родины».  Педагог обращается к ним, называя «дорогие мои и навсегда любимые ребята». Детский конверт учитель вскрывает «с волнением», школьников называет «наши маленькие товарищи», их слова называет «теплыми», признается, что они его «согревают».

– Какое напутствие дали юные друзья учителю и какое наставление он им дал?

– Школьники написали: «Только вы, дорогие защитники Родины, громите ненавистного всему советскому народу врага». Учитель пожелал овладевать знаниями, изучать русский язык и литературу, географию и историю, военное дело и немецкий язык.

– Какие слова больше всего запомнились об обстановке в Сталинграде?

– Запомнились сотни самолетов, летавших над городом, сотни бомб, сбрасываемых каждый день; город в огне: и дома, и заводы, и штабеля леса, и бензобаки, и многое другое. А еще запомнились слова учителя о том, что Сталинград отстояли, благодаря не только воинам, но и всему советскому народу, что это заслуга и тыла

Приказчиков Виталий прочитал письмо с фронта солдата Евсея. В письме родным боец описывает, что видел наших людей, превращенных гитлеровцами в рабов, их освободили наши солдаты, рассказывает, что  посетил места, где гитлеровские палачи замучили и истребили тысячи и десятки тысяч наших советских людей.

Приведем фрагменты интервью, которые взяла проф. С.А. Вишнякова у студентов. Вот о чем рассказал Виталий Приказчиков.

– Виталий, почему Вы выбрали это письмо?

– Оно позволяет представить, что за долгие 4 года войны увидели и прочувствовали русские солдаты.

– Что больше всего в письме, может быть, поразило Вас?

– Поразил гуманизм советского солдата, который приближаясь к границам Германии и, вспоминая о зверствах фашистов, задается вопросом, как и многие русские бойцы, о том, как отомстить за все эти злодеяния? В то же время пишет: «Разумеется, мы не сможем вести себя на территории Германии так, как они вели себя на нашей земле»

А ведь также гуманно к раненым украинским солдатам относятся сейчас у нас: их лечат, кормят.

Левая Анна выбрала письмо  Георгия Викторовича Хмелева, написанное 11.07.1944. Письмо было прочитано очень хорошо, чувствовалась большая работа над его содержанием, благодаря которой все, что в нем написано, никого не оставило равнодушным. Из интервью с А.Левой:

– Аня, что Вы хотели донести до слушателя этим письмом?

– Я хотела, чтобы мое поколение узнало из писем участников Великой Отечественной войны о невероятных, нечеловеческих трудностях повседневной фронтовой жизни и их преодолении ради победы и из большой любви к Родине.

– Что из повседневного трудного военного быта особенно запомнилось?

– Описание того, что пыль всюду, везде: на зубах, во рту, толстым слоем лезет на оружие. Обстановка, при которой «Зной. Жара. Нет воды. Жажда». То, что в самом начале прорыва, когда бойцы шли болотами, они побросали вместе с шинелями и фляги, потому что, видимо, очень трудно было нести, пробираясь по трясине. Конечно, потом они жалели. Меня поразило, что их гимнастерки белы от соли пота. Никогда не забуду фразы: «…чертовски трудно. … И пикировали на нас, и бомбили с высоты».

– Как вы думаете, что же давало бойцам силы?

– В конце письма Г.В. Хмелев пишет, что идут ли они на юг, север, но знают, что идут вперед к победе, и это  помогает им, «ободряет, дает новые силы…». То есть патриотизм, стремление помочь Родине дает силы и является стимулом

Балжанов Марк прочитал письмо с фронта русского солдата Михаила для мамы и сестры Раечки, оно датировано 1944 г. Автор письма пишет свои впечатления конца военных лет, когда русские войска освобождали Чехословакию, где началось антифашистское сопротивление и где отдельные чехословацкие части сражались на стороне советских войск и западных союзников. Из интервью с М. Балжановым:

– По какому критерию вы выбирали письмо?

– Мне хотелось найти письмо конца войны, в котором бы рассказывалось об освобождении русскими солдатами другие страны и узнать впечатления, что чувствовали тогда жители этих других стран.

– Вам это удалось. И каковы ваши впечатления?

– Из письма Михаила я узнал, что чехословацкие старики и старухи от радости плакали и целовали русских солдат-освободителей, в благодарность подарили столько цветов, что их было не удержать. Мне было интересно узнать,  как радовались чехи: «…в селе кругом праздник, красные флаги, портреты наших вождей, лозунги».  Было интересно узнать, что   чехословацкие партизаны, выходя из леса, также встречали и благодарили за освобождение от гитлеровского ига.

– Сделали ли Вы для себя какой-то вывод?

– Да, конечно, о той большой роли советских солдат в освобождении Европы от фашистов. Хочется, чтобы страны, которые мы освобождали, помнили это и ценили, чтобы у них не поднимала голову «коричневая чума», чтобы не оскверняли памятники и могилы русских солдат-освободителей

Иванов Константин прочитал письмо, написанное Александром Кругловым из Брестской крепости. Из интервью  с Константином:

– Чем объясняется Ваш выбор письма?

– Это живое слово защитника Брестской крепости, пример мужества, который должно знать молодое поколение.

 Какие строки этого письма запомнились больше всего и почему?

– Сожаление о друзьях, которые погибли смертью храбрых или остались в плену. Александр написал родителям, что ему жалко друзей, которые остались или в плену, или погибли смертью храбрых, при этом выразил уверенность, что их имена войдут в века, как истинных героев на­ века. Самая сильная для меня фраза: «Прошу вас не горевать и не плакать, если погибну, умирать буду за свое народное, великое дело».  Запомнилась, как свидетельство мужества и патриотизма в высшей степени

Хочется сказать об экскурсии по музею комплекса «Ленрезерв», на которой были участники Марафона. Музею выделено 10.000 квадратных метров (бывший цех автомобильного завода «ЯРОВИТ МОТОРС») – многочисленные залы. Экспонаты собирал настоящий патриот, гражданин, личность очень разносторонняя и целостная – Бернштейн А.Р. Это подвижнический труд, занявший несколько десятилетий. Здесь выставлены более сотни образцов раритетной военной и гражданской техники времен Великой Отечественной войны. Интересно, что вся техника «на ходу»: такси военного периода, машины городского транспорта с ящиками под сиденьями для багажа, транспорт нескольких видов для перевозки раненых.

Можно увидеть даже полевую операционную с больным и врачом, коллекцию хирургических инструментов военного времени; место, где стирают и сушат белье для военных, чан, подготовленный для стирки. Представлен и полевой госпиталь.

Показана уникальная коллекция оружия, амуниции, документов и знамен, средств связи. Есть даже улица Ленинграда, выглядящая, как во время войны: с фонарями, покрытыми голубой краской для маскировки. На ней легковая машина военных лет.

Представлена коллекция видов радио того времени русских и немецких; экспозиция дома, попавшего под бомбежку; квартира с антуражем военных лет, окно которой заложено мешками с песком. На стенах в квартире висят старинные фотографии, мы видим старинные часы с боем, книжный шкаф.

Студенты с удовольствием приняли участие в Марафоне, экскурсия им понравилась и запомнилась. После экскурсии был написан благодарственный отзыв. Надолго останутся в памяти у студентов впечатления об этом нужном, полезном и интересном мероприятии – эстафете поколений. Мы помним, мы чтим, мы гордимся – такое мнение было у всех участников Марафона.


Вернуться ко всем новостям