+7 (812) 541-80-00
Автономная некоммерческая организация высшего образования
«Университет при Межпарламентской Ассамблее ЕВРАЗЭС»

ЕНФ 2011

Миссия Евразийского научного форума

Евразийский научный форум

Среди современных государств евразийского континента всё сильнее пробивает себе дорогу идея интеграции стран. Она имеет теоретическую базу в виде идеологии евразийства, предстающей как целостное и укорененное в национальной традиции национально-государственное мировоззрение. Важными научными аргументами в пользу существования единого евразийского культурного пространства и единого евразийского суперэтноса служат нерасторжимость общей истории, многочисленные факты мифологических, религиозных языковых и бытовых культурных заимствований, а также психологическая комплиментарность (Л.Н. Гумилев) и общность базовых ценностных установок евразийских народов, в том числе нацеленность на сотрудничество, а не на соперничество.













Исторический аспект

Евразийская идеология начала формироваться ещё в работах А.С. Хомякова, Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, Д.И. Менделеева, П.П. Семе-нова-Тян-Шанского, В.И. Ламанского и др. Основатели классического евразийства Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Н.Н. Алексеев, Г.В. Вернадский, Л.П. Карсавин творчески обобщили и эмпирически обосновали ту совокупность евразийских идей, которая уже присутствовала в трудах философов, историков и социологов. Во второй половине XX века развитие евразийской идеологии продолжили: Л.Н. Гумилев, В.В. Кожинов, Н.И. Моисеев, А.С. Панарин, Ю.Н. Рёрих. Новый аспект евразийской теории — её практическое воплощение предложил Н.А. Назарбаев. Благодаря им сформировались общие принципы евразийского взаимодействия по формированию единого евразийского пространства, прежде всего, общего континентального рынка, для чего уже предприняты важные шаги: создание ШОС, ЕврАзЭС, Таможенного союза, др. Проведение евразийских научных мероприятий в Барнауле, Казани, Санкт-Петербурге вносит свою лепту в складывание единого научно-образовательного континентального пространства. Евразийский научный форум в Санкт-Петербурге играет в этом процессе особую роль, поскольку рассматривает евразийство не только с политической и философской точки зрения, но видит главную евразийскую идею в нахождении взаимопонимания и взаимодействия в сфере науки, образования и культуры, осуществлении совместной жизни людей и народов Евразии. Именно в этом проявляется инновационная способность евразийских этносов, особенностью которых одновременно выступают сохранение и развитие традиций отечественных культур, дальнейшее развитие диалога евразийских государств.

Роль Евразийского научного форума

В такой эволюции заметная роль принадлежит развитию профессионального образования, которое в современных государствах континента осуществляется как государственными, так и негосударственными образовательными учреждениями. В проведении Евразийского научного форума в Санкт-Петербурге осуществляется частно-государственная кооперация в области науки, образования, межрегиональные и международные формы научно-образовательного сотрудничества; применяются и эволюционируют инновационные формы проведения научно-организационных мероприятий и творческого общения специалистов: теоретиков и практиков; в него включаются различные учреждения и организации, органы государственного и муниципального управления. Таким образом, в работе форума осуществляется интеграция образовательной, научной и социально-экономической деятельности с целью воплощения основных принципов Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, Национальной доктрины образования в Российской Федерации; обеспечения потребностей современного российского общества, регионов и евразийского научно-образовательного и экономического пространства в специалистах нового типа, способных принять активное участие в научно-техническом, социально-экономическом и духовном развитии регионов России и стран СНГ.

О Евразийском научном форуме 2011 года

Очередной Евразийский научный форум проходил в Санкт-Петербурге в период с 24 по 28 октября 2011 года. Основанный совместными усилиями Санкт-Петербургского научного центра РАН и негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Межрегиональный институт экономики и права», форум продолжает развиваться как инновационный проект, который в этом году был посвящен 300-летию со дня рождения первого русского академика М.В. Ломоносова. На мероприятиях форума научные достижения участников выступают результатами развития науки как приоритетной социально-значимой отрасли с целью осуществления государственной научно-технической политики, развития межрегионального и международного научного и научно-технического сотрудничества на базе интеграции науки и образования вузов, научно-исследовательских учреждений города, области, России, зарубежных стран.

В 2011 году организаторами форума стали, помимо Межрегионального института экономики и права, Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева, Санкт-Петербургский академический университет — Научно-образовательный центр нанотехнологий РАН, Русское географическое общество, Русская христианская гуманитарная академия, другие организации. Особую поддержку в проведении форума оказал Санкт-Петербургский Дом национальностей. 


Научные направления форума определились актуальностью развития и поисками решения современных проблем евразийского научно-образовательного и социально-экономического пространства: географические, естественные, исторические, педагогические, психологические, технические, экономические, юридические науки, искусствоведение, дизайн и декоративно-прикладное искусство. По-прежнему важное место уделяется научно-исследовательской работе молодых ученых и студентов. Форум 2011 г. продолжил развитие различных научно-организационных форм: конференции, семинары, заседания за круглым столом, творческие мастерские, т.д.

Отдельными мероприятиями стали научный семинар «М.В. Ломоносов: учёный, художник, педагог» и выставка изделий учащихся Детской школы народных ремесел Архангельской области.

Многоцелевая и многоаспектная деятельность великого русского учёного, первого русского академика послужила основанием определить следующие направления деятельности форума в 2011 году:

  • Географические науки. География и геоэкология Евразии: прошлое в настоящем и настоящее в будущем (научная конференция).

  • Дизайн и декоративно-прикладное искусство. Дизайн и прикладное искусство: прошлое в настоящем, настоящее в будущем (научная конференция — творческая мастерская).

  • Естественные и технические науки. Естественные и технические науки на евразийском пространстве: традиции и инновации (научный семинар).

  • Искусствоведение. Традиционное прикладное искусство как культурная константа Евразии (научный семинар — круглый стол). Творческая мастерская «Учитель и ученик» (научное творчество молодых ученых).

  • Исторические, политические, философские науки. Евразийское пространство: историческое наследие и перспективы XXI века.

  • Педагогические науки. Инновационные технологии профессионального образования в странах Евразии (научная конференция-круглый стол). Творческая педагогическая мастерская на тему «Инновационные образова-тельные технологии: проблемы применения».

  • Психологические науки. Актуальные социально-психологические проблемы в посткризисный период развития России (научно-практическая конференция).

  • Реклама и связи с общественностью. Реклама и бизнес в современном межрегиональном пространстве теория и практика (научная конференция).

  • Экономические науки. Инновационные механизмы в деятельности организаций (научная конференция-семинар). Научный семинар — круглый стол. Таможенный союз: проблемы и перспективы.

  • Юридические науки. Обеспечение и реализация прав человека и гражданина: исторический опыт, современные проблемы и пути оптимизации (научно-практическая конференция).

  • Научно-исследовательская работа студентов. Международная студенческая конференция (конкурс научно-исследовательских работ студентов) «Будущее науки и мы».


В 2011 году научные мероприятия Евразийского научного форума проводились в помещениях Межрегионального института экономики и права, Русского географического общества, Русской христианской гуманитарной академии, Санкт-Петербургского Дома национальностей. Прошли теле-мосты с Восточно-Казахстанским техническим университетом, Новосадским университетом (Сербия), Университетом «Крок» (Украина). Для проведения телемостов и видео-конференций приобретено специальное оборудование. Техническое обслуживание мероприятий форума осуществлялось сотрудниками института. Мероприятия форума проводились в МИЭП по адресу: ул. Белоостровская, д. 8; ул. Смолячкова, д. 14, корп. 1, в аудиториях с компьютерами, проекторами, др. техническим оборудованием.

Цели и задачи Евразийского научного форума 2011 года

Целями Евразийского научного форума в Санкт-Петербурге сохраняются выявление и анализ актуальных проблем межрегионального и международного взаимодействия образовательных, научно-исследовательских, производственных учреждений, организаций на евразийском пространстве с учётом глобализационных процессов и поиски путей и инновационных методов их решения, а также гармонизация национальных и этнокультурных отношений в евразийском культурном тексте на основе диалога культур всех народов Евразии.

В связи с этим задачи научных и иных мероприятий форума можно сформулировать следующим образом:

  • развитие частно-государственного партнёрства в науке, образовании и практической профессиональной деятельности учреждений, организаций и предприятий евразийских государств при сохранении и развитии роли Санкт-Петербурга как важнейшего социокультурного и научно-образовательного модератора и актора евразийского пространства,

  • усиление значения научных исследований, в том числе молодых учёных, для активизации социально-экономической деятельности предприятий, учреждений, организаций в процессе межрегионального и международного взаимодействия;

  • создание инновационных форм межрегионального взаимодействия академических институтов, государственных и негосударственных образовательных учреждений евразийских государств в научно-образовательной и социально-экономической сферах;

  • установление новых межрегиональных и международных контактов в процессе сближения науки, образования и производства в евразийских государствах на условиях уважения культурно-исторических традиций взаимодействия стран Евразии;

  • крепление многоуровневой системы образования для формирования единого научно-образовательного евразийского пространства, расширение сферы использования опыта и традиций Санкт-Петербурга как одного из крупнейших комплексов высшей школы в России.

Открытие Евразийского научного форума 2011 года

Церемония открытия форума проходила 24 октября 2011 года в актовом зале Русского географического общества по адресу: пер. Гривцова, д. 10. На пленарном заседании прозвучали приветствия от Т.А. Мансурова, Генерального секретаря Евразийского экономического сообщества; Г.А. Балыхина, председателя Комитета Государственной Думы по образованию; Ж.И. Алфёрова, вице-президента РАН; И.Ф. Михальчука, губернатора Архангельской области; Е.Б. Сыдыкова, ректора Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилёва; Г. Эфендиевой, Ответственного секретаря Национальной комиссии Азербайджанской Республики по делам ЮНЕСКО.

С обращениями к участникам форума выступили И.Ж. Искаков, ректор Межрегионального института экономики и права, председатель организационного комитета форума; Г.Д. оглы Османов, Генеральный консул Азербайджанской Республики в Санкт-Петербурге; В.В. Медведев, заместитель губернатора Вологодской области, руководитель Представительства Вологодской области в Санкт-Петербурге; Л.В. Буторина, заместитель Министра – начальник управления Министерства образования, науки и культуры Архангельской области; К.В. Чистяков, вице-президент Русского географического общества; Х.Г. Цокиев, президент Ассоциации национально-культурных общественных объединений «Лига наций», др.

Почётными гостями форума стали: 

  1. Представитель Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ — Секретарь Постоянной комиссии по культуре, информации, туризму и спорту Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ Константин Андреевич ПШЕНКО;

  2. Начальник управления межпарламентского взаимодействия Межпарламентской ассамблеи Евразийского экономического сообщества Андрей Владимирович ТОРОПЫГИН;

  3. Заместитель Председателя Комитета по вопросам культуры и искусства правительства Санкт-Петербурга Александр Владимирович ПЛАТУНОВ,

  4. Советник по финансово-экономическим и международным вопросам Постоянного представительства Республики Саха (Якутия) в Санкт-Петербурге Михаил Александрович ПОГОДАЕВ;

  5. Директор Института философии Национальной академии наук Республики Беларусь Анатолий Аркадьевич ЛАЗАРЕВИЧ,

  6. Ректор Института экономики и менеджмента «Галицкая академия» Василий Иванович САВИЧ (Украина),

  7. Президент Казахского общества Санкт-Петербурга и Ленинградской области «Ата-Мекен» Сарсенгали Аккулович КУСПАНОВ,

  8. Председатель Архангельского землячества Санкт-Петербурга Юрий Федорович ХУДЯКОВ,

  9. Делегация представителей административного руководства и профессорско-преподавательского состава Новисадского университета (Республика Сербия), др.

Первый день работы Евразийского научного форума 2011 года

На пленарном заседании прозвучали доклады «На пути к обществу, основанному на знании» А.А. Лазаревича, директора Института философии НАН Республики Беларусь; «Духовно-нравственные ценности как интегрирующий фактор образовательных и социальных процессов» Д.К. Бурлаки, ректора Русской христианской гуманитарной академии; «Искусствоведение в пространствах Евразии» Е.П. Яковлевой (Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена); «Геополитические идеи М.В. Ломоносова и современные проблемы освоения Арктики» И.Ф. Кефели, вице-президента Академии геополитических проблем, др. Состоялась презентация новых научных журналов «Геополитика и безопасность» (Балтийский государственный технический университет «Военмех») и «Век глобализации» (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова), др. 

Завершило пленарное заседание выступление О.Е. Графеева, студента Санкт-Петербургского государственного университета, с презентацией информационного портала «Мир традиционного прикладного искусства», которое стало своеобразным «мостиком» к открытию выставки изделий учащихся Детской школы народных ремесел Архангельской области «Наследники земли Ломоносова». 

Экспозиция уникального учебного заведения дополнительного образования детей послужила, с одной стороны, яркой иллюстрацией природной одаренности поморов, из которых происходил М.В. Ломоносов, и его знаменитого стихотворного утверждения, «Что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать». С другой стороны, эта выставка предстала в качестве демонстрации перспектив совместной деятельности Министерства образования, науки и культуры Архангельской области, Межрегионального института экономики и права (Санкт-Петербург) и Архангельского регионального отделения Русского географического общества в области разработки и осуществления программы сохранения и развития народной художественной культуры Русского Севера. В течение всего форума учащиеся школы проводили мастер-классы по поморским ремеслам. Открывали выставку Л.В. Буторина, заместитель Министра – начальник управления Министерства образования, науки и культуры Архангельской области, и В.Н. Бурчевский, директор Детской школы народных ремесел Архангельской области. В связи с проявленным к выставке интересом после завершения работы форума она была продолжена в Санкт-Петербургском Доме национальностей.

Участники Евразийского научного форума 2011 года

В проведении научных мероприятий форума приняли участие преподаватели, научные работники и сотрудники свыше 80 высших учебных заведений (более 60 государственных и 18 негосударственных образовательных учреждений) Российской Федерации, 11 зарубежных вузов, а также образовательные учреждения среднего профессионального, среднего общего и дополнительного образования детей и взрослых. Значительно увеличилось количество государственных научно-исследовательских учреждений академий наук Белоруссии, Казахстана, России, а также представительство негосударственных академий: Академии геополитических проблем, Международной инженерной академии, Межотраслевой академии безопасности и инфозащиты, Российской академии естественных наук, др. Активное участие приняли также работники 70 различных учреждений, организаций и предприятий России и других стран. Участники форума представляли Москву, Санкт-Петербург, более 30 регионов Российской Федерации и 8 зарубежных стран (Азербайджанская Республика, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Республика Сербия, Республика Узбекистан, Украина, Эстонская Республика). Общее количество участников форума превысило 570 человек, из которых около 50% имеют высшую научную и педагогическую квалификацию.

Научные мероприятия Евразийского научного форума 2011 года

Любая инновация в теории и практике основывается на историческом опыте, в этом отношении научная и научно-организационная деятельность М.В. Ломоносова предстает непревзойденным образцом. Недаром научный семинар, посвященный его юбилею, получил название «М.В. Ломоносов — ученый, художник, педагог». Наиболее интересными докладами и сообщениями явились: «М.В. Ломоносов и Русское географическое общество» (К.В. Чистяков), «Приборы конструкции М.В. Ломоносова» (Е.М. Лупанова), «М.В. Ломоносов – мозаичист» (В.А. Фролов), др. Состоялась презентация издания «Архангельский мужик, По своей и Божьей воле, Стал разумен и велик», выпущенного к 300-летнему юбилею первого русского академика, ученого-энциклопедиста, совершившего многие научные открытия.

Научную конференцию «География и геоэкология Евразии: прошлое в настоящем и настоящее в будущем» проводило Русское географическое общество. В ней приняли участие представители высших учебных заведений, академических институтов РАН, других учреждений и организаций. Тематика научных работ включала в себя: «Крупные палеоэкологические кризисы внутриконтинентальной Евразии в голоцене» (Институт геологии, Дагестанский научный центр РАН), «География перерабатывающей промышленности в сельской местности Республики Мордовия» (Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева), «Специфика развития промышленного комплекса Российско-Казахстанского трансграничного региона» (Институт степи Уральского отделения РАН), «Туризм в трансграничном взаимодействии в бассейне Амура: в прошлом, настоящем и будущем» (Благовещенский государственный педагогический университет), др.

Организатором научного семинара «Естественные и технические науки на евразийском пространстве: традиции и инновации» явился Восточно-Казахстанский технический университет им. Д. Серикбаева. В семинаре приняли участие учёные различных научно-исследовательских и образовательных учреждений. Затрагивались такие проблемы, как «Новые тенденции в области поиска природных биологически активных веществ», «Некоторые предпосылки к определению параметров процесса диспергирования механических частиц в рабочих жидкостях», «Необходимость создания лаборатории наноматериалов на строительном факультете нефтяного университета», «Проницаемость подземных токсичных захоронений в Башкирии», др.

В ходе проведения научной конференции — творческой мастерской «Дизайн и прикладное искусство: прошлое в настоящем, настоящее в будущем» присутствующие услышали интересные доклады и приняли участие в мастер-классе. Среди выступавших многие затрагивали актуальные проблемы профессиональной подготовки современных дизайнеров по системе бакалавриат — магистратура: «Методика художественно-образного моделирования в системе подготовки бакалавров дизайна» (Межрегиональный институт экономики и права, Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна), «Современные подходы к использованию архетипов в модном костюме в процессе обучения студентов-дизайнеров» (Московский государственный университет дизайна и технологии), «Межпредметная интеграция как условие оптимизации профессиональной подготовки дизайнеров» (Межрегиональный институт экономики и права); «Подготовка специалистов в области формирования предметно-пространственной среды» (Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Г. Штиглица). Особый интерес вызвал доклад Ю.П. Желтоухова «Технология декорирования фракционными материалами изделий Императорского фарфорового завода». О.А. Варламова (Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Г. Штиглица) провела мастер-класс для участников заседания и студентов на тему «Шрифты древнерусских рукописных книг».

Новым мероприятием форума стал научный семинар — круглый стол по научному направлению «Искусствоведение». Тематика его оказалась весьма актуальной для современного культурного текста Евразии — «Традиционное прикладное искусство как культурная константа Евразии». Семинар проходил в помещении гобеленовой гостиной Санкт-Петербургского Дома национальностей. В нем приняли участие представители петербургских вузов, Российского института истории искусств, Детской школы народных ремесел Архангельской области, Санкт-Петербургского Дома национальностей, Челябинского государственного педагогического университета, Китайской Народной Республики, др. Особое внимание было уделено проблемам современного профессионального художественного образования. Активное обсуждение вызвали такие темы, как «Художественно-промышленный ВУЗ в образовательном пространстве и культурной среде» (Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Г. Штиглица), «Традиционное прикладное искусство — основа диалога культур», «Особенности подготовки искусствоведа — специалиста в сфере прикладного искусства» (Межрегиональный институт экономики и права), «Художественные традиции учебной мастерской профессора В.В. Соколова (к истории российского художественного образования)», «Ленинградские учителя китайского художника Цюань Шаньши» (Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена), «Мастера декоративно-прикладного искусства Архангельской области в условиях современной рыночной экономики» (Региональная общественная организация «Народные мастера Архангельской области»), др. Глубокий интерес вызвал доклад Е.П. Яковлевой «Трансафриканская экспедиция фирмы «Ситроен» (1924 – 1925) в искусстве Александра Яковлева». Для участников семинара были проведены мастер-классы народным мастером России З.О. Ушаковой (северное узорное вязание) и Е.Н. Коноваловой (народная тряпичная кукла).

Важным событием форума явилась творческая мастерская «Учитель ― ученик», проведенная для молодых учёных, модератором которой выступила Е.П. Яковлева. Главной идеей творческой мастерской стала профессиональная этика и различные формы сотворчества в отношениях научного руководителя (Учителя) и его учеников. События мастерской посвящались памяти Р.И. Власовой, доктора искусствоведения, профессора Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Её ученики поделились воспоминаниями о личности и научно-образовательной деятельности Р.И. Власовой и рассказали о своей работе, которая была проделана в память Учителя по окончательной подготовке к изданию последней книги Раисы Ивановны, посвященной творчеству выдающегося русского художника А.П. Рябушкина — «Андрей Петрович Рябушкин. Жизнь и творчество».

Научная конференция «Евразийское пространство: историческое наследие и перспективы XXI века» включала в себя доклады, сообщения по таким научным направлениям, как исторические, политические и философские науки. На конференции выступили представители петербургских вузов, а также Института экономики Карельского научного центра РАН; Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (Москва), Ставропольского института экономики и управления (филиала) Пятигорского государственного гуманитарно-технологического университета, др. Интересные материалы поступили в заочной форме. Их представили Восточно-Казахстанский государственный технический университет им Д. Серикбаева; Научно-исследовательский институт алтаистики им. С.С. Сура-закова; Алтайский государственный университет, Набережночелнинский филиал Института экономики, управления и права (г. Казань), др.

Многих практиков привлекла научная конференция «Реклама и бизнес в современном межрегиональном пространстве: теория и практика», в ходе которой слушателей ознакомили с интересным опытом ООО «Паприка брендинг», журнала «Рекламные идеи» — «Копирайт для Интернет: легко читать, трудно забыть» (М.Б. Васильева), ППП «Бренд-менеджмент» — «Интернет — бренды: проблемы и возможности» (В.Н. Домнин), др. Участники конференции с большим вниманием прослушали и обсудили доклады и сообщения на темы «Образ российского бизнеса в информационном пространстве современного общества» (СПбГУ), «Блоги как инструмент PR-деятельности» (МИЭП), «Интернет-выставки: перспективы развития» (МИЭП), «Об опыте и проблемах регулирования рекламной деятельности в Украине в современных условиях» (Донецкий государственный университет управления), «Формирование имиджа банков в период кризиса» (Набережночелнинский филиал ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г. Казань)»), др.

В рамках форума прошло также заседание за круглым столом на тему «Инновационные технологии профессионального образования в странах Евразии» по научному направлению «Педагогические науки» с главным акцентом на инновационные явления, формы и методы инновационной деятельности в образовании. Заседание дополнилось проведением творческой педагогической мастерской, обозначенной как «Инновационные образовательные технологии: проблемы применения». Обсуждение проходило в обстановке глубокой заинтересованности и профессионального энтузиазма (модератор — В.Г. Орешкин, кандидат педагогических наук, член Международной лиги имиджмейкеров, действительный член Академии русской словесности и изящных искусств им. Г.Р. Державина). Содержательными явились выступления представителей Новосадского университета (Республика Сербия), Института социально-экономического развития территорий РАН (г. Вологда), Челябинского государственного педагогического университета, др. Обсуждались самые разнообразные проблемы: «Опыт Межрегионального института экономики и права (Санкт-Петербург) в организации поликультурной среды образования» (Н.Д. Суворовская), «Роль нормативно-правового обеспечения научных исследований как основа качества образования» (Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов), «Изучение русского языка в Сербии» и «Роль преподавателя в современном образовании» (Новисадский университет), «Актуальные методологические проблемы развития интеллигентности у будущих педагогов» (Челябинский государственный педагогический университет), «О преподавании инновационного курса «Лексико-фразеологическая работа в начальной школе» (Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина), др.

Участники научной конференции «Актуальные социально-психологические проблемы в посткризисный период развития России» исследовали различные аспекты и актуальные проблемы современной психологии. Участниками её стали представители Новисадского университета и клиник Сербии, Военно-медицин-ской академии имени С.М. Кирова, I Военно-морского клинического госпиталя Санкт-Петербурга, Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина, Московского музея образования Московского института открытого образования, Национального исследовательского университета — Высшей школы экономики, др. Темами выступлений и обсуждений с особым выделением проблем подрастающего поколения послужили: «Влияние чрезвычайных ситуаций на психофизическое состояние детей», «Клинико-психологические модели реабилитации больных ИБС», «Феномен доверия в современных условиях», «Влияние нарушения экологической ситуации в России на здоровье молодого поколения», «Психологические и образовательные возможности музеев», «Социально-психоло-гические особенности и роль молодёжи в посткризисный период», «Психологические особенности отношения матери к ребенку с хроническим соматическим заболеванием», т.д. М. Сакач (Новисадский университет) внесла свой вклад в разработку проблематики профессионального стресса, представив слушателям доклад на тему «Стресс у преподавателей».

В научном семинаре-совещании «Инновационные механизмы в деятельности организаций» участвовали представители вузов Санкт-Петербурга, Ленинградской области, регионов России, стран СНГ, а также экономисты-практики. Выступавшие обсуждали такие проблемы, как «Цели и результаты земельной реформы в современной России» (П.М. Коловангин), «Предприятие — важнейший элемент инновационной системы региона», «Диагностирование инновационной деятельности промышленных предприятий и отраслей» (Кольский филиал Петрозаводского государственного университета), «Экономико-управленческая подготовка — важнейший элемент квалификационного уровня руководителей» (Межрегиональный институт экономики и права), «Инновационная функция предпринимательской деятельности в современной России» (МИЭП, Российский государственный гидрометеорологический университет), «Зарубежный опыт в развитии малого инновационного бизнеса» (Санкт-Петербургский государственный университет), «Управление региональными инвестиционно-инновационными проектами» (Северо-Западный институт Российской академии народного хозяйства и государственной службы), т.д. 

Дискуссионные аналитические материалы представили также работники Института экономики РАН, Пятигорского государственного лингвистического университета, Комитета экономической политики Администрации г. Нягани Ханты–Мансийского автономного округа – Югры, Восточно-Казахстанского государственного технического университета им. Д. Серикбаева, Орловского государственного института экономики и торговли, Набережночелнинского филиала ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г. Казань)», других вузов, учреждений и организаций России и зарубежных стран. Работа семинара продолжилась заседанием за круглым столом на тему «Таможенный союз: проблемы и перспективы», в котором приняли участие представители петербургских и казахстанских вузов, а также молодые ученые, затронувшие сугубо прикладные проблемы создания Таможенного союза («Использование бокситового шлама в дорожном строительстве стран Таможенного союза»).

На научно-практической конференции «Обеспечение и реализация прав человека и гражданина: исторический опыт, современные проблемы и пути оптимизации» преподаватели и научные работники образовательных и научно-исследовательских учреждений, юристы-практики обсуждали одну из самых актуальных проблем юриспруденции на евразийском пространстве. На пленарном заседании прозвучали такие доклады, как «Проблемы формирования экономических оснований гражданского общества и правового государства» (В.В. Колесников), «Общественная концепция развития Петербурга и области» (И.И. Боголепов), Об этнической преступности и причинах экстремизма в России» (С.У. Дикаев), «Правовой мониторинг как комплексный механизм оперативной оценки действующего законодательства в контексте защиты прав и свобод человека и гражданина» (Е.Н. Никифорова), «История права как источник для прогнозов» (С.В. Арапов), др. Далее работа продолжилась на заседаниях трёх секций: «Эволюция правового регулирования отношений личности и государства: теоретика правовые модели, юридические декларации и объективная реальность» (вопросы теории, истории, конституционного и административного права)», «Научные конструкции и практические подходы в сфере реализации гражданско-правовых способов защиты субъективных прав и интересов граждан: исторический опыт и современность», «Уголовно-правовые и уголовно-процессуальные механизма обеспечения прав и законных интересов личности: вопросы законодательной регламентации, проблемы практической реализации и перспективы дальнейшего реформирования». Заинтересованно и активно обсуждались такие вопросы, как «Эволюция института прав человека в истории России (историко-правовой аспект)», «Правовой статус населения в Древнерусском государстве», «Мировые судьи как институт защиты прав человека в Российской империи (динамика увеличения числа участков мировых судей в Санкт-Петербурге в 1866-1917 гг.)», «Эволюция правового регулирования института беженцев», «Предпосылки и некоторые итоги гармонизации национального, регионального и международного законодательства в сфере экологии», «О праве студентов высших учебных заведений на бесплатное посещение музеев»; «Теория и методология социально-экономической безопасности граждан Российской Федерации», «Особенности мирового соглашения при банкротстве субъектов естественных монополий»; «Правовые проблемы защиты персональных данных», «Цивилистические концепции сущности брака», «Сложности квалификации преступлений, совершенных по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды», «Исторический опыт и возможные пути решения проблем уголовного законотворчества в Украине», «Обеспечение прав личности при проведении оперативно-розыскных мероприятий», «Проблемы соблюдения международных стандартов при применении принудительных мер медицинского характера», т.д.

Научно-исследовательской работе студентов и инновационным методам её организации и проведения на форуме по-прежнему уделили особое место. Мероприятия, посвященные научному поиску студентов, проходили на базе Русской христианской гуманитарной академии. Выступления студентов продемонстрировали их умение вести научное общение, анализировать источники и материалы, интерес к актуальным проблемам современности, получению углубленного профессионального образования. Лучшими работами были признаны выполненные С.А. Геращенковым (Саратовская юридическая академия), О.Е. Графеевым (Санкт-Петербургский государственный университет), И.О. Лаута (Межрегиональный институт экономики и права), Д.С. Грицыком (Университет экономики и права «КРОК»). В стенах академии развернули фотовыставку «На чём остановился взгляд…», подготовленную В.П. Корольковой, студенткой Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Экспозиция содержала фотографии, сделанные будущим дизайнером во время поездки в КНР с целью ознакомления с древнейшей художественной культурой Евразии. Участники конференции внимательно выслушали презентацию выставки, а потом приняли участие в её обсуждении. Практической составляющей стало выполнение студентами кафедры искусствоведения Русской христианской гуманитарной академии учебных заданий по художественной критике экспозиции.

Результаты проведения Евразийского научного форума 2011 года

Межрегиональный институт экономики и права планирует продолжать проведение Евразийского научного форума на евразийском пространстве, поскольку форум выступает важной формой научного единения и творческого общения между представителями науки и образования, соединения результатов научных исследований с практической профессиональной деятельностью, обсуждения прикладных проблем и практических данных и сведений на основе последних достижений евразийских теоретиков в сфере различных отраслей научного знания, эволюции фундаментальной науки. В ходе проведения форума активизировалась научно-исследовательская работа студентов, интересными исследованиями порадовали молодые ученые. По результатам проведения научных мероприятий участники приняли Резолюцию Евразийского научного форума «Наука и образование современной Евразии: традиции и инновации», посвященного 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова (см. приложение).

Форум включил в себя и практические результаты, укрепив непосредственные научные и образовательные контакты участников форума, способствуя введению в научный оборот результатов их научной и образовательной деятельности. Ряд вузов-участников форума заключили между собой договоры о проведении совместной научно-образовательной и научно-технической деятельности. МИЭП продолжил деятельность по созданию научно-образовательного консорциума, заключив договор о научно-образовательном сотрудничестве с Галицкой академией (г. Ивано-Франковск, Украина) и получив приглашения к участию в научных мероприятий других вузов и научных учреждений.

Список изданий Евразийского научного форума 2011 года:

  • Наука и образование современной Евразии: традиции и инновации: Материалы Евразийского научного форума, посвящённого 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова. 24-28 октября 2011 г. Часть первая. Под ред. М.Ю. Спириной. — СПб.: МИЭП, 2011. — 266 с.;

  • Наука и образование современной Евразии: традиции и инновации: сборник научных статей. Материалы Евразийского научного форума, посвящённого 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова. 24-28 октября 2011 г. Часть вторая. Искусствоведение / Под ред. М.Ю. Спириной. — СПб.: МИЭП, 2011. — 268 с.;

  • Наука и образование современной Евразии: традиции и инновации: Сборник научных статей. Материалы Евразийского научного форума, посвящённого 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова. 24-28 октября 2011 г. Часть третья. / Под. ред. М.Ю. Спириной, С.М. Елисеева, Е.Е. Ланиной. — СПб.: МИЭП, 2011, 2012. — 201 с.;

  • Наука и образование современной Евразии: традиции и инновации: сборник научных работ (Из материалов Евразийского научного форума, посвящённого 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова) 24-28 октября 2011 года Часть четвертая. / Под ред. М.Ю. Спириной. — СПб.: МИЭП, 2012. — 242 с.;

  • Актуальные социально-психологические проблемы в посткризисный период развития России. 27-28 октября 2011 // Материалы межвузовской научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербург, 27-28 октября 2011 / Под общ. ред. И.Ж. Искакова, О.В. Леонтьева., С.А. Парцерняка. – СПб.: Межрегиональный институт экономики и права, 2011. – 238 с.;

  • Инновационные механизмы в деятельности организаций. Таможенный союз: проблемы и перспективы. 24-27 октября 2011 года (Из материалов Евразийского научного форума «Наука и образование современной Евразии: традиции и инновации», посвящённого 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова). Часть I. / Под общ. ред. М.С. Туровской, Ю.М. Ипатова. — СПб.: МИЭП, 2011. — 267 с.;

  • Инновационные механизмы в деятельности организаций. Таможенный союз: проблемы и перспективы. 24-27 октября 2011 года (Из материалов Евразийского научного форума «Наука и образование современной Евразии: традиции и инновации», посвящённого 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова). Часть 2. / Под общ. ред. М.С. Туровской, Ю.М. Ипатова. — СПб.: МИЭП, 2011. — 280 с.;

  • Инновационные технологии профессионального образования в странах Евразии. Инновационные образовательные технологии: проблемы применения. Сборник научных статей (Из материалов Евразийского научного форума «Наука и образование современной Евразии: традиции и инновации», посвящённого 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова) / Под. ред. М.Ю. Спириной, В.Г. Орешкина — СПб.: МИЭП, 2011. — 217 с.;

  • Наука и образование современной Евразии: традиции и инновации: Сборник студенческих научных работ из материалов Евразийского научного форума «Наука и образование современной Евразии: традиции и инновации», посвящённого 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова. 24-28 октября 2011 г. / Под ред. М.Ю. Спириной. — СПб.: МИЭП, 2012. — 233 с.;

  • Обеспечение и реализация прав человека и гражданина: исторический опыт, современные проблемы и пути оптимизации: сборник научных статей из материалов Международной научно-практической конференции в рамках Евразийского научного форума «Наука и образование современной Евразии: традиции и инновации», посвящённого 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова. Санкт-Петербург, 27–28 октября 2011 г.: Сборник научных статей. Часть I / Науч. ред. С.Б. Мартыненко. — СПб.: МИЭП, 2012. — 256 с.


Церемония открытия Евразийского научного форума получила освещение в средствах массовой информации Санкт-Петербурга, России и Казахстана.

Выходные данные первого сборника ЕНФ-2011

Выходные данные второго сборника ЕНФ-2011

Выходные данные третьего сборника ЕНФ-2011

Выходные данные четвертого сборника ЕНФ-2011

Выходные данные сборника студенческих работ ЕНФ-2011

Выходные данные сборника конференции по экономическим наукам ЕНФ-2011 (часть 1)

Выходные данные сборника конференции по экономическим наукам ЕНФ-2011 (часть 2)

Выходные данные сборника конференции по педагогическим наукам ЕНФ-2011

Выходные данные сборника конференции по психологическим наукам ЕНФ-2011

Выходные данные сборника по юридическим наукам 2011 (часть 1)

Издания:

Часть первая Материалов ЕНФ-2011

Вторая часть Материалов ЕНФ-2011

Часть третья Материалов ЕНФ-2011

Часть четвертая Материалов ЕНФ-2011

Сборник студенческих работ ЕНФ-2011

Сборник материалов конференции ЕНФ-2011 по педагогичсеким наукам

Сборник материалов конференции ЕНФ-2011 по экономическим наукам-вып.1

Сборник материалов конференции ЕНФ-2011 по экономическим наукам -вып.2

Материалы конференции ЕНФ-2011 по психологическим наукам

Обеспечение и реализация прав человека и гражданина: исторический опыт, современные проблемы и пути оптимизации